Шесть месяцев языковых квот ли зазвучала Украины по-новому

Языковые квоты действуют уже полгода / УНИАН

С введением квот для украинской музыки в отечественных радиоэфирах, как и в любых вопросах, так или иначе связанных с языком, не все было гладко. Сначала обсуждение нескольких редакций законопроекта №3822 о внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно доли песен государственным языком в музыкальных радиопрограммах и радиопередачах) просто сопровождалось бурными дискуссиями в медийной среде. Потом вообще разразился скандал - несколько десятков музыкантов выступили против квот, поверив неправдивой информации Независимой ассоциации радиовещателей по соответствующему законопроекту, который только должен быть рассмотрен Верховной Радой. Но позже, признав, что были введены в заблуждение, некоторые из них отозвал свою подпись из-под соответствующего заявления. Так поступил, например, лидер группы «Бумбокс» Андрей Хлывнюк.

В конце концов, в сессионный зал Верховной Рады был вынесен компромиссный законопроект, который народные депутаты поддержали 16 июня прошлого года. 6 июля документ подписал президент, а с 8 ноября-закон начал официально действовать.

Он предусматривает постепенное увеличение процента украинской музыки в радиоэфире. В течение первого года с момента вступления в силу документа, доля песен на государственном языке составит 25%, начиная со второго - 30%, а с третьего повысится до 35%. Также предполагается, что в течение первого года минимальная доля ведения передач державноюмовою составляет не менее 50%, в течение второго года - не менее 55%, а с третьего года - не менее 60%.

В поддержку квот для украинской музыки в социальных сетях даже состоялся флешмоб - пользователи размещали на страницах своих профилей песни любимых украинских исполнителей, который поддержало немало политиков и даже первые лица государства, в частности, президент Украины Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман. Но такую ​​эйфорию поддержали далеко не все. Так, например, DJ Анастасия Топольская, в которой на радио KISS FM было свое шоу, заявила, что разочарована квотами, поскольку теперь ей придется иди со своей программы. «Вот и закончилась эпоха качественной современной электронной музыки для FM. Особенно для KISS FM и DJ FM », - написала тогда Топольская.

Впрочем, на данный момент, на странице Топольского значится, что она до сих пор является DJ на KISS FM.

Можно ли обойти квоты?

Несмотря на все страшилки, в течение первого месяца действия квот Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания зафиксировал лишь незначительные нарушения: в 9-ти лицензиатов - относительно квоты объема песен на украинском языке, и в 3-х - по части ведения передач на украинском языке. Это учитывая, что всего в Украине действует более 400 радиостанций.

Нацсовет закрыла радио "Вести" / vesti-ukr.com

Согласно свежей информации Нацсовета, которая есть на сегодня, в феврале текущего года за несоблюдение квот были оштрафованы 8 радиостанций, среди которых «Шансон», «Радио Вести», «Маяк», «Kiss FM» Общая сумма штрафных санкций составила более 500 тысяч гривен.

Накануне официального вступления закона о квотах в силу, крупнейшие украинские радио группы ( «ТАВР Медиа», УМХ, BusinessRadioGroup, ТРК «Люкс», объединение «Радиокомитет») подписали Меморандум о применении требований законодательства по объему песен на государственном языке и объема ведения передач на государственном языке. Несмотря на то, что идею меморандума поддержали некоторые члены Национального совета (например, Сергей Костинский тогда заявил, что документ позволит избежать возможного разночтения норм закона), многие восприняли такой документ крайне негативно. Но имея на то все основания.

Так, народный депутат Анна Гопконавить направила в Нацсовет депутатский запрос, требуя аннулировать «незаконные положения так называемого меморандума медиахолдингов». «В законе четко говорится« долю песен (словесно-музыкальных произведений) на государственном языке ». Ни одна буква закона не дает оснований считать двуязычные или еще какие-то «Полуукраинскими» песни », - отметила она, комментируя один из пунктов меморандума о том, что« песни, которые имеют текст, как на украинском, так и на другом языке, считаются песнями на государственном языке в случае, если количество слов на украинском языке превышает 50% общего количества слов в песне ».

Определенные общественные активисты также назвали документ «заговором, чтобы не выполнять закон о квотах для украинской песни».

Генеральный директор телерадиокомпании «Люкс» (которую противники меморандума обвинили в манипуляциях, но которая за время действия закона еще ни разу не нарушила его норм) Роман Андрейко вспоминает, как посещал заседания профильного парламентского комитета и отстаивал этот документ. «Меморандум - это такой элемент саморегуляции рынка, который позволяет урегулировать некоторые моменты, которые закон не может предвидеть. Подписание меморандума мало очень положительную роль, он не является подзаконным актом, но он хорошо дополняет закон исключительно по техническим соображениям », - подчеркивает он.

По словам участников радиорынке, проверки Национального совета происходят систематически и спонтанно. «Мы не можем знать, когда нас мониторят. Возможно, последний раз это было сегодня или вчера », - рассказывает генеральный директор ТРК« Люкс ».

Поэтому, по его словам, радиостанции не имеют возможностей обойти квоты, чтобы этого не заметила Нацсовет. «Есть несколько вещей, о которых Нацсовет никогда не пойдет на компромисс: например, если в эфир будет выходить откровенная пропаганда терроризма или российских силовых органов. И теперь добавился еще один элемент, который жестко контролируется ею без каких-либо компромиссов - контроль за квотами », - говорит Роман Андрейко.

Квот бояться - песен не петь

Следует отметить, что еще до введения квот, по этому вопросу часто звучали определенные предостережения. Так, некоторые убеждал, что украинский в радио эфирах приведет к отказу слушателя от потребления такого контента. И ничего страшного не произошло.

По словам композитора и продюсера Вадима Лисицы, сразу после введения квот рейтинги радиостанций значительно снизились. «Вообще, изменился уровень слушания радио. Народ сначала немножко разозлился, на время перешел, например, в машинах, на МП3-плееры ... », - вспоминает он.

Мнения экспертов относительно влияния квот на слушателей расходятся / mymusicmy.ru

Такую первую реакцию Лиса объясняет элементарным человеческим фактором - привыкли к одной музыки, а тут вдруг другая. Но сегодня композитор уже видит реальные положительные сдвиги. «Сейчас я слышу хорошие отзывы о плей-листы наших радиостанций, в том числе, и« Русскогорадио ». Постепенно мы приучаем людей к украинскому языку. Я считаю, что, чем дальше, тем рейтинг станций будет возвращаться », - отмечает он.

Лиса убежден: уже к концу текущего года следует ожидать возвращения прежних - доквотних - показателей.

В свою очередь, генеральный продюсер ТРК «Люкс» Роман Андрейко говорит, что рейтинги и не падали. «Первое время было немного паники, но все нормально. Вот эти апокалиптические прогнозы, что введение квот на украинский язык убьет рынок, слушатель куда убежит и не будет слушать радио, не оправдались », - добавляет он.

Еще несколько предостережений озвучил лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук, который в одном из блогов написал, что квоты, введенные без подготовки, иметь два последствия. Во-первых, на радиостанциях будет появляться украинская музыка, качество которой будет уступать западной, и это будет создавать комплекс неполноценности у слушателей. А, во-вторых, те, кто на самом деле не являются крупными сторонниками продвижения русскоязычного продукта, начнут цинично, а иногда даже саркастически выполнять формальные требования, чтобы превратить квоты в абсурд.

Впрочем, сегодня больше, чем за полгода с начала действия закона о квотах, украинские музыканты и эксперты уверены - несмотря на все опасения, качественной украинской музыки все же становится больше. «Качественные украинские песни все больше заполняют эфиры, появляются на разного формата станциях. Я слушаю, например, «Lounge FM», «Бизнес.ФМ» - достаточно узконаправленные станции, там тоже есть украиноязычная музыка, совершенно точно попадает в настроение станций. Это круто, нужно продолжать дальше », - говорит продюсер и композитор Вадим Лисица.

Впрочем, согласно спостереженьлидерагурту «Тень Солнца» Сергея Василюка, на практике действительно нельзя исключать возможности для вопиющих случаев некачественной музыки в эфире. Особенно, если это часть политики отдельных директоров, которые хотят дискредитировать украинский контент. С подобным музыкант сталкивался задолго до введения квот, еще в 2008-2009 годах. «Например, было так, что какое-то попсовое радио, сначала включает Пугачеву, а сразу после нее - Поплавского. Включает Лепса, а потом - песню о сале. То есть не сопоставимы песни », - вспоминает Василюк. Тем не менее, несмотря на возможные сложности, по его мнению, качественного музыкального контента в Украине пока вполне достаточно.

Дорогу - молодым

Сразу после введения квот для украинской музыки было также немало разговоров об открытых возможности для молодых групп, которые поют на украинском языке, и которые, мол, смогут легче находить себе радио площадки. Впрочем, по словам Романа Андрейко, нет оснований говорить, что молодым украинским талантам теперь стало проще набирать популярность. Ведь, подчеркивает он, главный приоритет музыкальных редакторов (был и остается) -Качественный песня. Поэтому, чтобы получить известность, молодым талантам недостаточно только петь на украинском - надо это сделать качественно. «Молодой исполнитель сначала должен создать хит. Им надо учиться, искать хороших продюсеров, композиторов. В супер классного продюсера песню можно написать за 1000 долларов, поверьте, для человека, который хочет зайти в шоу-бизнес - это не «космос» », - подчеркивает Андрейко.

Одобрительно к квот относится также солист группы "ДахаБраха" Марко Галаневич / Детектор медиа

Для отдельных исполнителей (Сергей Бабкин, Дмитрий Шуров), и даже целых радиостанций, украинские квоты стали мотивацией для изменения амплуа и перехода на украиноязычное музыкальное исполнение. Всеукраинская радиосеть «Радио ЕС» сменила название на «Страна ФМ» и переформировалась на радиосеть исключительно украиноязычных песен и программ.

Впрочем, если кто-то использовал квоты как возможность профессионального роста, то для кого-то они стали очередной возможностью заработать. И это, кстати, не воспринимается положительно. Лидер группы «Тень солнца» Сергей Василюк убежден: петь украинский только ради квот - не чисто и не правильно. «Расскажу вам историю. Однажды к Юрия Шевчука, лидера ДДТ, подошел парень и спросил, на каком языке лучше петь, русском или английском? Шевчук ответил: «Вам - никакой». Когда я, как когда-то русскоязычный киевлянин, перешел на украинский, это был зов души, я сделал это для себя. Поэтому я вообще не люблю, когда равнодушна к национально-культурным вопросам человек поет только ради выгоды. К счастью, среди моих знайомихнемае людей », - подчеркивает певец.

В целом, Василюк отмечает о позитивных сдвигах в плане увеличения доли украинской музыки на радиостанциях. Но говорит, что на ротацию их группы на радио квоты существенно не повлияли. По его словам, дело в том, что для большинства всеукраинских радиостанций творчество «Тень Солнца» продолжает быть «неформатной»: песни не берут и, к сожалению, очень часто даже не объясняют причины. «Нас, в основном, берут в ротацию региональные радиостанции. Есть интересный парадокс с «Радио. Класс », которое работает в Донецкой и Харьковской. Мне рассказывали, что это такое «блатнякове», «попсовое» радио, то есть мы для них - полный неформат. Однако они все равно приглашают меня на эфиры, ставят наши песни », - рассказывает Василюк.

«Квоты действуют. Однозначно стало больше украинского контента в эфирах радиостанций. Моих песен тоже стало больше в эфирах. Хотя насколько - сказать трудно », - говорит и фронтмен группы« Мандри »Сергей Фоменко.

Одобрительно к квот относится также солист группы «ДахаБраха» Марко Галаневич: «Поддержка в виде квот для украинского языка очень необходима и желательна».

***

Засилье российской попсы, практически полное отсутствие поддержки украинской песни на коммерческих радиостанциях - такими еще недавно были реалии украинских эфиров на радио. Сегодня песни на государственном языке получили квотируем, в целом, не зря. Однозначно - это победа.

Ирина Шевченко

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Можно ли обойти квоты?
Однажды к Юрия Шевчука, лидера ДДТ, подошел парень и спросил, на каком языке лучше петь, русском или английском?