Роман Головин: Оборот земли и новая аграрная политика. Предложения по новым основных законодательных изменений - блог - последние новости Украины

Земельные отношения уже давно стали отдельной уникальной экономико-социальной категорией. От них зависит национальная и продовольственная безопасность страны, экономическое воспроизводство и рост даже дальнейшее существование Украины.

Те, кто желает монополизировать всю землю сельскохозяйственного назначения в Украине рассматривают Закон об обороте земли как нечто должное к процессу отмены запрета на продажу земли с определением порядка ее скупки для сосредоточения земельного ресурса в "руках" нескольких монополий. Именно такой принцип заложен в проекте закона №5535 от 13.12.2016 года "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В СМИ постоянно, как достижение проекта Закона, который предлагается, транслируется информация об ограничении продажи количества земли физическому лицу до 500 гектаров. При этом забывают говорить о том, что юридическое лицо согласно этого проекта может иметь 33% земли на определенной территории территориальной общины или района. Итак три юридических лица-монополисты могут иметь право скупить 99% земли.

Такая 99% скупка земли юридическими лицами абсолютно реальная на фоне бедности, а там в ход пойдет и принуждение крестьянина к продаже земли. Такой же принуждение, который практикуется определенными аграрными холдингами и крупными арендаторами земли. Абсолютная реальность такой скупки подтверждена и мировым опытом скупки целых стран.

Ограничения по пребыванию в собственности физического лица не более 500 гектаров земли предусматривают существование 0,2% богатых и 99,8% бедных крестьян. И понятно, что через связанных лиц в собственности, фактически одного человека или семьи, может быть сконцентрировано не один десяток земли.

Такой проект Закона имеет антисоциальную составляющую, направленную на глубокое социальное-экономическое расслоение и отрицает все принципиальные видение Украинской о своем государстве. С как минимум 99, 8% бедностью населения о демократии в Украине можно забыть, в лучшем случае будет борьба монопольных образований или их сговор в своих интересах, а не людей.

Настоящий, в интересах украинский закон об обороте земли должен основываться на совершенно других принципах, которые обеспечат существование независимости Украины, ее национальной и продовольственной безопасности. В приоритете настоящего закона должна быть построение социально-ориентированной страны. Увеличение занятости и доходов населения, обеспечение социальных гарантий и социально-экономического уровня жизни возможно только в немонополизированной экономике, где каждый крестьянин будет не только собственником земли, а и иметь прямое отношение к хозяйствованию на земле как владелец аграрного бизнеса и, по возможности и желании, непосредственным участником производственного процесса.

На сегодня уже понятно, что потребность в рынке земли, которую рисуют и навязывают те, кто хочет стать аграрными монополистами на самом деле отсутствует, как и любая другая.

Формирование и развитие товариществ собственников земли, единоличного или семейного хозяйства, внедрения действенных государственных механизмов развития аграрного производства, запуск механизмов новой кредитной политики направленной на развитие первичного производителя и потребительского кредитования - это основное, что не только обеспечит экономический рост аграрной отрасли, а и станет основанием для формирования качественных положений для абсолютно нового Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и изменений в другие законы и нормативные акты.

Основными изменениями в законодательстве об обороте земли должны сформироваться юридические и финансовые механизмы возврата земли крестьянам, которые потеряли ее в результате незаконных сделок агрохолдингов и арендаторов, на фоне упадка уровня жизни крестьянина. Как правило, это договоры аренды и эмфитевзиса на 49 и более лет, договоры залога земли, договоры мены и другие.

Необходимо обеспечить преждевременный выход собственника земли из договорных отношений по договорам аренды и эмфитевзиса для самостоятельного возделывания земли в товариществах собственников земли, единоличного или семейного хозяйства.

Право покупки земли должно быть предоставлено государству или территориальной общине. Формирование цены на землю может происходит экспертным расчетом на основании доходности земли и установленным сроком окупаемости. Так, при условии самостоятельного возделывания земли (чернозем), чистый доход ее владельца составит 7500-10000 гривен с 1 гектара. При установленной максимальной окупаемости 10 лет, цена на за 1 гектар земли может составлять 75000-10000 тыс. Гривен, что в 3-4 раза больше чем цена, которую готовы платить те, кто хочет иметь монополию на украинскую землю. Цена может быть выше, если будет сформирована большая предложение от другого гражданина Украины, который изъявил желание вести хозяйство на земле в определенной территориальной общине.

Учитывая недопущения любой монополизации земли, как в пределах села, так и в страны, продаваться земля может только в количестве одного земельного участка и исключительно физическому лицу, которое изъявило желание заниматься сельским хозяйством и выполнила все условия для того, чтобы стать должным покупателем земли .

Сосредоточена в собственности государства или территориальных общин земля должна передаваться для использования товариществам собственников земли. Полученные доходы на долю переданной в пользование такой земли зачисляются в соответствующие бюджеты и используются для решения инфраструктурных и социально-экономических задач развития.

Наследственность земли может быть в случае отсутствия у потенциального наследника собственного земельного участка и нахождения его в степени родства, определенного законодательством. Иначе, земельный участок подлежит выкупу государством или территориальной общиной.

Государство обеспечивает кредитование выкупа земли и ее покупку гражданином, решил заниматься сельским хозяйством и проживать в сельской местности.

Государство должно обеспечить механизм потребительского кредитования по низкой ставке (3%), обеспечение котором должны быть доходы товарищества собственников земли. Это позволит удовлетворить насущные потребительские нужды владельца земли вместо ее продажи, которые возникли в результате антисоциальной политики агрохолдингов, арендаторов и их лоббистов у власти.

Принятие таких изменений в законодательство позволит выполнять все нормы Конституции Украины, а главное сохранить украинскую землю в собственности украинского народа.

Подписывайся на наш Telegram . Получай только самое важное!