| FilmFactory e08 — Выбор пленочной камеры Kaddr.com

Опубликовано: 16.11.2018

В современном цифровом мире достаточно сложно еще найти что-либо, не связанное с компьютерной обработкой. ПК достаточно прочно вошли в нашу жизнь и повсеместно нам помогают. Цифровой “разум” всюду. Мы забыли, что значит ездить по карте – нам помогают навигаторы. Мы не пользуемся блокнотами – их заменил Evernote, Keep, Word и прочие. Мы не рисуем на холсте – мы пользуемся планшетами. А хрип винила и запах книги мы вспоминаем только изредка, в разговорах о старине. Никто не поспорит с тем, что так жить проще. Да, намного логичнее не тратить большие деньги и не таскать с собой огромные тома, а “залить” на цифровое устройство сотни книг из сети и читать с гаджета весом 500 г. Конечно, проще кинуть плеер в карман, чем таскать пластинки, менять иглы и ждать приезда домой, чтобы послушать музыку.

Несмотря на это, элементы ретро все равно остались живы, остались на радость ценителям. Или любителям.

Тоже самое и с фотографией. Промышленность давно забыла о выпуске моделей на пленке, расходники найти с каждым днем все сложнее, а время, связанное с работой, не сравнить с быстротой современных технологий. Пленка стала тем, чем была изначально – уделом профессионалов и ценителей. Или людей с деньгами. Ведь найти новую пленочную камеру сейчас сложно, а из того, что есть – Leica, Bessa, Carl Zeiss. Все это премиум сегмент, а премиум дешевым быть не может. И возникает вопрос: что делать, если очень хочется попробовать? Разберем вопросы, связанные с покупкой пленочного фотоаппарата.

Где покупать?

Вариантов покупки камеры великое множество. Первый – новая дорогая камера из магазина. Такой вариант подойдет тем, кто ни капли не стеснен в средствах и готов выложить за пленочный аппарат сумму с тремя нолями в долларах и столько же за объектив. Это Leica M7, Voightlander Bessa, Carl Zeiss Ikon. Все камеры дальномерные, что может как сыграть на руку, так и стать препятствием. Зависит от того, что именно вы собираетесь снимать. О плюсах и минусах данного типа камер мы поговорим немного позже. Естественно, в пользу покупки камеры из магазина говорят несколько преимуществ. Во-первых, ваш фотоаппарат будет новым. Вам не нужно будет переживать или нести его в сервис на профилактику. Во-вторых, покупая технику с таким ценником, вы получаете не только превосходную гарантию, но и дополнительные очень вкусные сервисные плюшки: специальное ПО, превосходную круглосуточную поддержку и прочее. Ну и в-третьих, вы становитесь владельцем премиальной камеры с восхитительным стеклом, о которой давно сложены легенды. Стоит заметить, что камеры эти почти на 100% механические, и об автофокусе и прочих привилегиях современности вам придется забыть.

Leica M7. Королева дальномерных камер

Bessa. Доступный М-байонет

Carl Zeiss Ikon. Еще одна легенда

Второй вариант – это поиск подходящих вам моделей на различных интернет-барахолках и аукционах. Там вы сможете найти практически все, начиная от нижнего белья и заканчивая ядерной боеголовкой. Так что дефицита фототехники вы не почувствуете. На таких площадках выбор есть всегда, к тому же за достаточно разумные деньги. Единственным недостатком, как по мне, есть некая неуверенность в качестве. Поэтому после покупки и оценки камеры на глаз стоит все-таки отнести ее в сервис для профилактической чистки, смазки и юстировки.

Третий и самый дешевый, по совместительству, выход из ситуации – просто найти знакомых, которые когда-то снимали на пленку, и отобрать ненужную камеру у них, постоянно бормоча что-то об искусстве, пленке, настоящем, будущем, зерне, душе и так далее. Правда, часто такие вещи действуют как заклинания и ограждают вас от попыток не отдавать фотоаппарат. В крайнем случае, можно откупиться шоколадкой, либо просто фразой “да я на время”. К сожалению, недостатки предыдущего варианта присутствуют в полной мере.

Что покупать? Фирма, механизм.

Если цифровая фототехника имеет только один нерешаемый спор “Canon\Nikon”, то тут дела обстоят хуже. Мало того, что в предмет обсуждения выходят еще и Olympus, Praktica, Yashica и прочие, так еще и выбор стоит: полностью механическая или электронная? Долго останавливаться на этом не стоит, надо просто решить для себя несколько вещей.

Если вы уже снимаете на определенную цифровую систему или же планируете ее покупку – то смотреть нужно в сторону тех же фирм в электронном исполнении. Ведь только подумайте, сколько денег вы сэкономите на отсутствии необходимости покупки идентичных объективов.

Если же вы собрались покупать камеру для души и увлечения, не собираясь потом снимать на пленку, выбирайте то, что в руке лучше лежит. Кто-то любит Canon, Nikon, Minolta. Я же в мире пленки люблю Olympus OM. Дело вкуса. К тому же, найти стекло за 50 у.е. превосходного качества к нему проще.

Olympus OM-2 с объективом Zuiko 1.8\50.

Выбор механика\электроника – тоже дело вкуса. Возвращаясь к личным предпочтениям, я больше люблю держать в руках металлические ОМ, крутить всевозможные рукояти настроек, взводить затвор курком и фокусироваться кольцом, чем управлять фокусом глазом в знаменитой Canon EOS 5. Наши фотоаппараты вообще не считаю чем-то серьезным и хорошим, поэтому даже не рассматриваю в статье.

Сanon EOS 5. Пленочный предшественник 5D. Полностью электронная камера

Что покупать? Тип камеры, формат.

Типов камеры всего три. Под каждую нужду выделен свой. В порядке возрастания популярности: шкальный, дальномерный, зеркальный. Принципиальное различие этих типов в механизме фокусировки и видоискателя.

В шкальном фотоаппарате для наведения на резкость используется шкала расстояний. Смотря в видоискатель, который представляет собой просто глазок, мы выстраиваем кадр, прикидываем, сколько метров до объекта резкости и выставляем расстояние на шкале фотоаппарата. И очень легко промахиваемся. В видоискателе такого фотоаппарата мы не видим изменений ни фокуса, ни режимов экспозиции, ни действия фильтров, поэтому потерять кадр очень легко. К тому же, шкальные фотоаппараты обладают одной отличительной чертой, которую имеют и дальномерки: в них присутствует параллакс.

Смена Символ 8. Чудо советского фотоаппаратостроения

Параллакс – это несоответствие тому, что мы видим при композиции кадра в видоискателе, и тому, что получаем на конечном отпечатке. Возникает он в следствии того, что видоискатель находится несколько сбоку и сверху от объектива. Так мы можем говорить о параллаксе по вертикали и по горизонтали. Поэтому,снимая, необходимо учитывать разность углов и производить расчет на поправку параллакса.

Второй тип камер – дальномерные. Они, как и многие вещи этого мира, дороги и непонятны. Но кто поймет всю их прелесть – влюбится навсегда. Это деликатес в мире фото. Визирование в таких камерах осуществляется с помощью видоискателя, а наводка на фокус – по дальномеру. В новых моделях все камеры оснащаются видоискателями, совмещенными с дальномером. Когда вы смотрите в глазок, то видите не размытую картинку, как при наведении на резкость в зеркальных камерах, а просто две отдельные картинки. Совмещая две в одну поворотом кольца, вы попадаете в фокус с нажимаете на курок спуска затвора.

Olympus 35 DC. Дальномерный фотоаппарат.

Итак, о минусах мы поговорили. Среди них не только высокая стоимость и параллакс, но и намного меньший выбор оптики. К тому же, при установке объективов с другим фокусным расстоянием вам придется поставить дополнительные рамки видоискателя и дальномера, если это не Leica со сменными рамками, конечно. Но давайте теперь посмотрим на плюсы.

Первым и самым главным плюсом дальномерной камеры являются ее малые габариты и вес. Это стало возможным из-за отсутствия блока прыгающего зеркала, которое своим механизмом значительно утяжеляет и увеличивает конструкцию. Именно отсутствие зеркала предопределяет второе преимущество камеры – практически полную бесшумность. Основной звук при съемке зеркалкой возникает как раз из-за поднятия и опускания зеркала, которое каждый раз громко “хлопает”. И третьим плюсом дальномерных камер есть не то иное, как отсутствие зеркала. Дело в том, что при спуске затвора на зеркалке фотограф на долю секунды теряет возможность визирования и наблюдает темноту в видоискателе, что при фотографировании с проводкой может помешать. В дальномерных же камерах видоискатель никак не связан с открытием шторки, поэтому вы всегда можете видеть происходящее в кадре.

При таких особенностях камера автоматически становится первым выбором для стрит-съемки, а при наличии толики сноровки и умения – на незаменимого друга в любой ситуации.

Зеркальные камеры. Самый популярный и распространенный тип. Тут можно найти что-угодно, для чего угодно, за какие угодно деньги. Простота использования, удобство, надежность и неприхотливость, либеральная ценовая политика вывели эти камеры в лидеры фотоаппаратостроения. Как ни странно, но все плюсы данной камеры кроются как раз-таки в наличии зеркала. Да, пускай тяжеловата, громковата, но чего стоит возможность поставить любую оптику и сразу же приступить к съемке. Способ визирования в такой камере простой. Свет, проходя через объектив, отбивается в зеркале, поток лучей проецируется на матовом стекле. То есть фотограф видит то, что получит на снимке. Никакого параллакса. Есть возможность увидеть эффект от применяемых фильтров, прикрыть диафрагму и оценить ГРИП . Фокусироваться еще проще: крутим кольцо регулировки фокуса до момента, пока не увидим резкое изображение в видоискателе. Цена камеры зависит в основном от ее дополнительных возможностей: хочешь мотор перемотки пленки – плати. Основная же стоимость ложится на объективы. Но в этом классе камер всегда есть возможность начать снимать на недорогой кит, а потом определиться с приоритетами.

Pentax K1000. Зеркальный японец.

Следующий вопрос – это формат камеры. Существуют мало-, средне- и форматные камеры. Системы работают с различными типами пленок, о которых вы можете прочесть тут , подробно останавливаться я не буду.

При выборе формата пленки следует учесть два фактора. Первый – это распространенность 35мм пленки. Купить ролик, пусть не самой крутой фирмы, вы сможете везде. Средний же формат или листовую пленку придется либо искать в крупных фотоцентрах, либо заказывать через интернет. С обработкой материалов те же проблемы. Черно-белую пленку вы сможете обработать дома сами, но вот цветную – только в крупных фотолабораториях. Речь обо всем, кроме 35мм.

В то же время, формат камеры очень сильно влияет на габариты и вес. И если дальномерку вы засунете в карман, зеркалку и средний формат – в рюкзак, то форматную камеру – в минивен. Стоит также вспомнить о цене, поднимающейся по экспоненциальной кривой с увеличением формата.

Раз уже заговорили о среднем формате, то стоит вспомнить два типа камер. Это одно- и двухобъективные зеркальные системы. Что лучше – не мне судить. Разница в том, что в “двухглазом” используется два объектива – один пропускает свет на пленку, а второй – посредством зеркала на матовый экран для фокусировки. Объективы связаны друг с другом шестернями, и при наведении на резкость стекла видоискателя наводится и объектив для фотографирования. Видоискатель у таких камер, как правило, шахтный. В однообъективных системах стоит классическая схема прыгающего зеркала, о которой мы уже говорили. Если их сравнивать – то это как дальномерная и зеркальная 35мм камеры.

Принцип работы двухобъективного фотоаппарата.

Mamiya C330. Типичный представитель “двухглазых”.

Hasselblad 1600F. Знаменитая SLR камера

Также существуют еще и дальномерные среднеформатные камеры. Принципиально от 35мм собратьев не отличаются. Что касается форматных камер, то ящики – они и есть ящики.

Bessa 3. Дальномерная среднеформатная камера.

Ящичный форматный аппарат

Зачем покупать?

Цифра – это удобный и незаменимый инструмент в повседневной работе. Она дает превосходные результаты и позволяет оперативно и быстро начать работать с отснятым материалом. Пленка – прекрасное хобби, увлечение, в котором процесс важен не меньше, чем результат. А хорошие фото можно получать и на то, и на другое. При этом можно пользоваться всеми прелестями цифровой эпохи. Поэтому споры излишни.

Для меня же пленка – сродни рыбалке. Важен не столько сам улов и скорость его получения, сколько процесс. Чем же она станет для вас – решать вам.

На этом все. Удачных кадров. Следите за нами.